Охрана заемного труда в Республике Беларусь. Некоторые аспекты практической реализации.
В последнее время субъекты хозяйствования при осуществлении своей хозяйственной деятельности все чаще стали использовать заемный труд. В настоящей публикации мы проанализируем некоторые аспекты данного рода правоотношений с точки зрения охраны труда.
Для начала определимся с тем, что такое заемный труд. Заемный труд это такая трудовая деятельность работника, при которой он выполняет свои трудовые функции в интересах юридического лица (фактического работодателя), состоя при этом в трудовых отношениях не с ним, а другим юридическим лицом (нанимателем). Для примера широкого использования заемного труда, можно привести работы по уборке помещений практически повсеместно используемые в крупных торговых сетях и на других объектах, работы по обслуживанию компьютерного оборудования, локальных сетей и т.д.
Чем же законодательно регулируется применение заемного труда? Несмотря на существование такого явления как заемный труд и все более широкое его использование различными организациями, в настоящее время законодательство Республики Беларусь не содержит даже самого определения «заемный труд». Из классических видов организации заемного труда, сформировавшихся в международной правовой практике, максимально законодательно обоснованным в нашей стране является так называемый аутсорсинг. При данном виде заемного труда фактический работодатель передает другому предприятию, являющемуся нанимателем заемных работников, осуществление каких-либо работ, как правило вспомогательного не производственного характера. Перечень таких работ на удивление широк. Это могут быть как упоминаемые нами ранее работы по уборке помещений или обслуживанию компьютерной техники, так и набирающие в последнее время популярность услуги по ведению бухгалтерского учета или комплексному правовому обслуживанию. В этом случае юридическое лицо, являющееся фактическим работодателем покупает услугу, а не труд конкретных работников. Т.е. взаимоотношения между фактическим работодателем и нанимателем лежат в плоскости гражданских правоотношений и регулируются положениями Гражданского кодекса Республики Беларусь, например положениями главы 39 «Возмездное оказание услуг». Тем не менее, трудовые отношения при заемном труде существуют. Они складываются между нанимателем, оказывающим услуги и наемным работником.
С точки зрения вопросов охраны труда, наиболее важным моментом в данных правоотношениях является то, что бы работник, выполняющий трудовую функцию не выпал из правового поля, а его труд был надлежаще защищен.
Рассмотрим ситуацию, при которой заемный работник выполняет свою трудовую функцию на территории фактического работодателя и под его контролем. Надо отметить, что в этом случае организация мероприятий по охране труда его непосредственным нанимателем ни чем не отличается от организации таковых при обычных трудовых отношениях. Однако интерес вызывает процесс организации мероприятий по охране труда фактическим работодателем.
Как мы уже упоминали ранее, документов прямого регулирования такого рода правоотношений законодательство не содержит, однако в данном случае вполне применимы нормативные акты, регулирующие схожие по своей сути правоотношения. Так в частности к складывающимся в рамках заемного труда правоотношениям применимы положения Указа Президента Республики Беларусь от 06.07.2005 года № 314 «О некоторых мерах по защите прав граждан, выполняющих работу по гражданско-правовым и трудовым договорам» (далее по тексту Указ). Ведь в сущности, заемный работник, фактически является именно исполнителем (подрядчиком) в складывающихся между двумя организациями гражданских правоотношениях.
Таким образом, анализируя пункты Указа 1.3 и 1.4 обязанности фактического работодателя можно сформулировать следующим образом:
— предоставить место для выполнения работ, соответствующее правилам охраны труда и требованиям техники безопасности.
— осуществить проведение вводного инструктажа и инструктажа на месте выполнения трудовых обязанностей (инструктаж на рабочем месте).
— осуществлять подготовку (обучение), повышения квалификации и проверки знаний заемного работника в случае если, проведение такой подготовки подразумевается характером выполняемой работы.
Хотелось бы обратить внимание на тот факт, что при реализации своих обязанностей по организации безопасных условий труда заемного работника фактический работодатель должен руководствоваться теми же нормативными документами, что и для штатных работников. Так например вводный инструктаж должен проводится по утвержденной руководителем организации программе на основании примерного перечня вопросов программы вводного инструктажа изложенных в Приложении №7 к Инструкции о порядке подготовки (обучения), переподготовки, стажировки, инструктажа, повышения квалификации и проверки знаний работающих по вопросам охраны труда утвержденной Постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 28.11.2008 № 175. Регистрация проведения вводного инструктажа так же должна производиться в Журнале регистрации инструктажа по охране труда.
Обязательно с заемным работником необходимо провести Инструктаж на месте выполнения трудовых обязанностей (на рабочем месте). Согласно п.59 упомянутой выше Инструкции данный инструктаж должен проводить руководитель структурного подразделения в ведении которого будет осуществлять свои трудовые функции заемный работник.
В случае если трудовая функция, которую будет осуществлять заемный работник, подразумевает наличие соответствующей квалификации, дополнительного инструктажа, соответствия медицинским требованиям, фактический работодатель обязан затребовать у заемного работника необходимые подтверждающие документы.
В равной мере у фактического работодателя существует обязанность по не допуску (отстранению) к выполнению трудовой функции заемного работника, находящегося в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения, а также в состоянии, связанном с болезнью, препятствующем выполнению работы.
Соответственно и у заемного работника, не смотря на то, что фактический работодатель не состоит с ним в трудовых отношениях, присутствуют определенные обязанности. К таким обязанностям в частности можно отнести обязанность соблюдать соответствующие инструкции, правила и другие нормативные правовые акты, устанавливающие требования к безопасным условиям выполнения работ, безопасной эксплуатации машин, механизмов и оборудования, а также правила поведения на территории, в производственных, вспомогательных и бытовых помещениях фактического работодателя. Заемный работник, во время выполнения своих трудовых обязанностей обязан соблюдать соответствующие инструкции, правила и другие нормативно-правовые акты, устанавливающие требования к безопасным условиям выполнения работ, с требованием которых его ознакомил фактический работодатель, а также равно и другие требования которые должны быть ему известны исходя из его квалификации, подтвержденной соответствующим документом.
Таким образом, анализ обязанностей сторон вовлеченных в правоотношения, связанные с заемным трудом, позволяет сделать вывод о том, что при надлежащем исполнении всеми участниками данных правоотношений своих обязанностей, заемный работник не выпадет из правового поля и ему могут быть обеспечены здоровые и безопасные условия труда и социальную защищенность.