Возможности судебной автотехнической экспертизы

Предмет, объекты и задачи экспертизы

Предмет судебно-автотехнической экспертизы – это фактические данные (факты, обстоятельства) о техническом состоянии транспортного средства, дорожной обстановке на месте происшествия, действиях участников дорожно-транспортного происшествия и их возможностях, механизме дорожно-транспортного происшествия, а также об обстоятельствах, способствующих возникновению происшествия.

Объектами судебно-автотехнической экспертизы являются:

ТС, участвовавшие в ДТП, их агрегаты, узлы, детали и части (любые транспортные средства: автомобили (легковые, грузовые, внедорожники и ТС на их базе), мото-вело (скутера, квадроциклы и ТС на их базе), трамваи, троллейбусы, автобусы, трактора (гусеничные и колесные), комбайны, спецтехника и т.п. и т.д.);

следы, оставленные ТС;

объекты окружающей обстановки на месте ДТП;

материалы дела и вещественные доказательства, предоставляемые в распоряжение эксперта.

Основными задачами судебно-автотехнической экспертизы являются:

а) исследование технического состояния ТС в целях установления:

исправности и выходных параметров систем, агрегатов узлов;

характера, причин и времени возникновения неисправностей;

возможности обнаружения неисправности до момента наступления ДТП;

причинной связи между обнаруженной неисправностью и ДТП;

обстоятельств, связанных с техническим состоянием ТС, которые способствовали или могли способствовать возникновению ДТП;

б) исследование обстоятельств, характеризующих механизм ДТП, в целях установления:

скорости движения ТС;

направления движения ТС;

направления действия сил при столкновении ТС;

расположения ТС и других объектов на дороге и относительно друг друга в момент контакта и в другие моменты времени;

последовательности и причины образования повреждений на ТС;

времени преодоления ТС определенных участков траектории движения;

момента объективного возникновения препятствия или опасности для движения (если для этого необходимы специальные познания);

в) оценка действий водителей ТС, причастных к ДТП, в целях установления:

какими требованиями Правил дорожного движения должен был руководствоваться водитель и как он должен был действовать в конкретной дорожной ситуации;

технической возможности у водителя предотвратить ДТП в момент возникновения препятствия или опасности для движения, которые он был в состоянии обнаружить;

соответствия (несоответствия) действий водителя требованиям Правил дорожного движения;

причинной связи между действиями (бездействием) водителя по управлению ТС и событием (если для этого необходимы специальные познания).

Назначение судебно-автотехнической экспертизы

Необходимость в назначении автотехнической экспертизы, как правило, возникает в следующих случаях:

обнаружены признаки неисправности ТС (кроме случаев, когда очевидно, что неисправность является следствием ДТП – столкновения, наезда, опрокидывания), либо водитель ссылается на отказ систем управления перед происшествием. Нельзя считать достаточным только фиксирование выявленной неисправности в протоколе осмотра ТС без назначения в последующем автотехнической экспертизы. В этом случае остаются невыявленными причины и время возникновения неисправности (задолго до ДТП, непосредственно перед ДТП, в результате ДТП, после рассматриваемого происшествия), а также возможность ее своевременного обнаружения водителем (механиком);

не ясен механизм происшествия – отсутствуют объективные сведения о скорости ТС, месте столкновения (наезда), характере и последовательности взаимодействия ТС;

требуется дать техническую оценку действиям водителей (установить, имел ли водитель техническую возможность предотвратить ДТП, соответствовали ли действия водителя техническим требованиям Правил дорожного движения).

При назначении экспертизы, направленной на установление технического состояния ТС, причины и времени разрушения какой-либо детали, взаимного расположения ТС в момент столкновения, на исследование должны быть представлены ТС, их узлы, детали (наличия протоколов осмотра ТС и их фотоснимков для решения данных задач в большинстве случаев недостаточно).

При назначении экспертизы для установления обстоятельств ДТП и оценки действий участников происшествия должны быть представлены материалы дела в полном объеме или отдельные документы (протокол осмотра места ДТП и схема к нему, протокол осмотра ТС, протоколы проверки технического состояния ТС, следственных экспериментов и др.). В случаях, когда решаются задачи о расположении ТС и других объектов на дороге в момент столкновения или наезда, представляются ТС.

В постановлении (определении) о назначении экспертизы должны быть изложены исходные данные, необходимые для проведения исследования, и (или) сделаны ссылки на конкретные документы материалов дела, содержащиеся сведения в которых эксперт должен использовать. Неправомерно предлагать эксперту самостоятельно произвести отбор исходных данных из материалов уголовного дела (протоколов допросов, очных ставок обвиняемого, пострадавшего, свидетелей и др.), так как это требует их оценки, как доказательств, что составляет прерогативу следователя и суда.

Исходные данные

Целесообразно систематизировать исходные данные, необходимые для производства экспертного исследования, по элементам системы «водитель – ТС – дорога – среда движения».

Водитель:

действия по управлению ТС в процессе развития ДТП;

действия по проверке технического состояния ТС перед выездом и в процессе эксплуатации в день ДТП (в необходимых случаях).

Транспортное средство:

тип, марка, модель, загруженность, техническое состояние (исправное, неисправное, в чем заключается неисправность);

траектория, скорость и характер движения перед происшествием и во время его развития (на каком расстоянии от правой границы проезжей части двигалось ТС, имело ли место перестроение вправо или влево, изменилась ли скорость, в каких пределах и на каких участках траектории и т. п.);

место, которым ТС контактировало с пешеходом, другим ТС, и т. д.;

если водитель применял торможение до контакта с пешеходом, другим ТС и т. д., то какое расстояние преодолело ТС в заторможенном состоянии до наезда (столкновения) или после него до полной остановки.

Дорога:

тип дороги по характеру покрытия проезжей части (асфальтированная, гравийная, грунтовая без покрытия и т. д.), наличие и тип обочины;

состояние проезжей части (сухая, мокрая, покрытая грязью, покрытая снегом рыхлым, покрытая снегом укатанным, покрытая льдом) и обочин;

ширина проезжей части, обочин (тротуаров), разделительных полос;

наличие и величина продольных и поперечных уклонов в градусах или процентах, радиус закругления дороги в метрах;

наличие и расположение дорожных знаков и разметки;

наличие и расположение повреждений дорожного полотна и их геометрические параметры (глубина, ширина, длина,
высота);

наличие, размеры, расположение и характер следов на месте ДТП;

освещенность места ДТП;

общая и конкретная видимость и обзорность с места водителя.

Среда движения:

характер перемещения объектов дорожной обстановки (для пешехода также особенности поведения – смотрел или нет в сторону приближающегося ТС, шел равномерно или менял темп движения и т. д.) с момента появления в поле зрения водителя до момента наезда или столкновения;

наличие и характер перемещения участников движения, других объектов, непосредственно не участвовавших в ДТП, но оказавших влияние на его развитие (ТС, ограничивающие обзорность, пешеходы, на которых было сосредоточено внимание водителя, и т. п.);

момент возникновения препятствия или опасности для движения.

Момент возникновения препятствия или опасности для движения (момент, начиная с которого водитель должен был принимать меры к предотвращению ДТП в соответствии с требованиями Правил дорожного движения) определяется следователем (судом) и указывается в постановлении (определении) о назначении экспертизы в числе других исходных данных, на основании которых эксперт производит исследование.

Иногда для определения момента возникновения препятствия или опасности для движения необходимо проанализировать скорость, направление движения и взаимное расположение на дороге ТС, пешеходов и других объектов, то есть провести исследование на основе специальных технических познаний.

В этих случаях данный вопрос выносится на разрешение автотехнической экспертизы. Такая необходимость, как правило, существует, если в рассматриваемой дорожной ситуации имело место:

изменение скорости и (или) направления движения объекта (например, пешеход, переходящий проезжую часть, приостанавливается, а затем начинает бежать либо поворачивает назад: необходимо путем математического моделирования проверить, создавал бы пешеход опасность при неизменном темпе и направлении движения или нет);

выезд ТС, водитель которого не имел преимущества, на полосу движения другого ТС (например, автомобиль выезжает со второстепенной дороги на главную: необходимо расчетным путем проверить, где он мог быть остановлен водителем – у границы перекрестка, стоп-линии, разделительной полосы и т. д.);

опасность была связана с отказом какой-либо системы ТС;

опасность была связана с состоянием дороги.

Исходные данные, характеризующие среду движения, конкретизируются в зависимости от вида ДТП.

Наезд на пешехода:

траектория движения пешехода на проезжей части и перед выходом на нее (пересекал проезжую часть перпендикулярно ее границам или под углом, менял ли направление движения, останавливался);

время движения пешехода по проезжей части до наезда. Если пешеход останавливался, менял темп или направление движения, то необходимо указать время остановки и преодоления каждого участка в отдельности;

в условиях ограниченной видимости или обзорности, время с момента появления пешехода в поле зрения водителя до момента наезда;

при наезде на пешехода, идущего параллельно направлению движения автомобиля навстречу или попутно, скорость движения пешехода.

Столкновение ТС, двигавшихся во встречных направлениях, без совершения поворота или разворота:

расстояние, на котором водитель мог видеть встречный транспорт;

расстояние, на котором от правой границы проезжей части двигалось каждое из ТС;

если имел место выезд ТС (одного или обоих) на полосу встречного движения, то на каком расстоянии от места столкновения;

в условиях ограниченной видимости: расстояние, на котором водитель мог определить, что встречный транспорт движется с заездом на левую сторону дороги.

Столкновение ТС, двигавшихся во встречных направлениях, с последующим совершением поворота налево или разворота:

расстояние, на котором водитель мог видеть встречный транспорт;

время движения ТС с момента начала поворота до момента столкновения и с момента пересечения осевой линии до момента столкновения (или расстояние, пройденное транспортным средством с момента начала поворота до момента столкновения и его скорость при этом);

сигналы, подававшиеся водителем (был ли включен указатель поворота, в какой момент).

Столкновение ТС, двигавшихся попутно (без обгона):

дистанция между ТС;

работали ли стоп-сигналы у двигавшегося впереди ТС.

Столкновение ТС на перекрестке:

режим работы светофора;

расстояние, на котором от места столкновения находилось ТС (одно из столкнувшихся) в момент смены сигнала светофора (указать, какой свет загорелся), либо на какой сигнал светофора начало движение одно из ТС;

расстояние от светофора, стоп-линии, границы перекрестка до места столкновения, время преодоления ТС этого расстояния, либо время движения ТС от места остановки перед светофором до места столкновения.

Столкновение обгоняемого и обгоняющего ТС:

дистанция между ТС в момент начала обгона;

боковой интервал между ТС при обгоне;

расстояние от места, где обгоняющее ТС выехало на полосу встречного движения, до места столкновения;

расстояние, которое проехало обгоняемое ТС с момента начала поворота влево до момента столкновения. Время преодоления ТС этого расстояния;

видимость в зеркало заднего вида с места водителя, обгоняемого ТС;

какие сигналы подавались каждым из водителей, и на каком расстоянии от места столкновения они были включены;

если столкновение произошло при завершении обгона – расстояние между ТС, в момент возвращения обгоняющего в ранее занимаемый ряд.

Заносы и опрокидывания:

наличие на дороге неровностей, выбоин, участков льда и т.п. (их расположение и размеры);

расстояние, на котором водитель мог видеть на дороге неровности, выбоины, лужи, лед и т. п.;

каково было состояние дороги на подъезде к месту ДТП (такое же, либо удовлетворительное);

заносило ли ТС на подъезде к месту ДТП;

траектория движения ТС до потери устойчивости и после нее (радиус поворота, направление и угол разворота).

Перечень типовых вопросов, решаемых при производстве автотехнической экспертизы.

При исследовании технического состояния ТС:

Каково техническое состояние тормозной системы (рулевого управления и т.п.) ТС?

Если тормозная система (рулевое управление и т.д.) ТС неисправна, то в чем заключается неисправность, по какой причине и когда она возникла, мог ли водитель обнаружить данную неисправность до происшествия и по каким признакам?

По какой причине и когда произошло разрушение данной детали, узла (вала рулевой сошки, шарового пальца, шины и т.д.)?

Горела ли лампа фары (фонаря) ТС в момент столкновения (наезда)? Если лампа фары горела, то какой свет был включен: ближний или дальний?

Имеется ли причинная связь между обнаруженной неисправностью ТС и событием ДТП?

В судебно-автотехнической экспертизе устанавливается причинная связь между неисправностью ТС, состоянием дороги, действиями водителя и событием ДТП (наездом, столкновением, опрокидыванием). Неправильным будет вынесение на разрешение экспертизы вопросов о причинной связи между указанными факторами и аварийными последствиями (материальным ущербом, смертью пешехода и т. д.), а также о непосредственной причине ДТП. Эти вопросы должны быть решены следователем, судом на основе оценки совокупности доказательств, в том числе и заключения эксперта-автотехника.

При исследовании обстоятельств, характеризующих механизм ДТП:

Где расположено место столкновения (наезда)?

Каково было в момент столкновения взаимное положение ТС и их расположение на дороге?

Из какого положения на дороге совершало маневр (поворот, разворот и т.д.) ТС перед ДТП?

В каком положении на дороге находилось ТС в момент начала реакции водителя с последующим применением торможения?

Стояло или двигалось ТС в момент столкновения?

В какой последовательности наносились повреждения ТС и в результате чего они образовались ( столкновения, удара о препятствие, опрокидывания и т. п.)?

Каков механизм образования повреждений и следов
на ТС?

Какой остановочный путь имеет ТС в условиях места происшествия?

С какой скоростью двигалось ТС в данных условиях к моменту начала торможения, исходя из указанной в исходных данных длины следа торможения?

Какова была скорость движения ТС в момент столкновения, исходя из параметров, зафиксированных на диаграммном диске тахографа?

На каком расстоянии от места наезда находилось ТС в момент начала реакции водителя с последующим применением торможения?

На каком расстоянии от места наезда находилось ТС в момент возникновения препятствия или опасности для движения?

Могли ли с технической точки зрения иметь место обстоятельства, о которых показал водитель, пешеход, пассажир (о скорости или траектории движения ТС, о расстоянии между ТС и пешеходом в момент выхода последнего на проезжую часть, о расстояниях, пройденных ТС до столкновения и т. п.)?

При оценке действий водителя ТС:

Как должен был действовать водитель в данной ситуации в соответствии с Правилами дорожного движения?

С какой максимальной скоростью мог вести ТС водитель в данных дорожных условиях при видимости дороги (общей видимости), установленной в ходе следственного эксперимента?

Правильно ли выбрал водитель скорость движения в данной дорожной обстановке. Если нет, то с какой максимальной скоростью он мог вести ТС и находится ли превышение скорости в причинной связи с фактом ДТП (наездом, столкновением, опрокидыванием, заносом)?

Имел ли водитель техническую возможность представить происшествие в момент возникновения препятствия или опасности для движения?

Соответствовали ли действия водителя техническим требованиям Правил дорожного движения?

Необходимо различать понятия «несоответствие правилам» и «нарушение правил». Эксперт-автотехник устанавливает исключительно несоответствие действий водителя требованиям Правил дорожного движения, оценивая лишь «техническую» сторону этих действий и рассматривая водителя как оператора, выполняющего систему операций по управлению ТС.

Для решения вопроса о нарушении водителем Правил дорожного движения необходима правовая оценка действий водителя, причин и мотивов невыполнения им Правил дорожного движение, установленного экспертом. Такая оценка имеет целью установления в действиях водителя наличия или отсутствия признаков противоправного деяния, что составляет прерогативу следователя и суда.

На разрешение автотехнической экспертизы должны ставиться вопросы о соответствии действий водителя Правилам дорожного движения, но не об их нарушении.

На разрешение автотехнической экспертизы могут выноситься и другие вопросы, требующие для своего решения проведения исследований на основе специальных технических познаний.