Esse quam videri

Не каждый убыток подлежит возмещению (пример из практики)..

13Мар

Не каждый убыток подлежит возмещению (пример из практики).

Когда мы говорим о правовом регулировании деятельность предприятия рука юриста сама тянется включить компьютер с информационно-правовой системой или к книжной полке где с любовью составлены слегка пыльные кодексы и папки с подшивками нормативных актов различных регулирующих органов. Все вроде логично, но не все и далеко не сразу вспоминают такую категорию документов, регулирующих деятельность предприятия как локальные нормативно-правовые акты. В лучшем случае сложен стопочкой у юриста в дальней полке переписанный друг у друга или скачанный из просторов сети без осмысления и корректировки содержания минимальный набор условно необходимых положений гордо именуемых локальными актами предприятия. Иногда, дождавшись своего часа, необходимый документ с надеждой вытаскивается на свет, и не оправдав надежд, с позором отправляется обратно.
Приведенный нами ниже пример рассказывает о роли, которую сыграл один локальный нормативный акт в убытках предприятия.
 Одно из белорусских производственных предприятий ООО «Б» занималось выпуском цифровых диагностических станций. Данная продукция являлась собственной разработкой данного предприятия и производилась на основании технических условий (ТУ) т.е. локального технического нормативно-правового акта принимаемого конкретным производителем и регулирующим производство конкретной продукции. В процессе разработки ТУ производителем технологические процессы производства оборудования были более или менее четко прописаны, но на раздел упаковки и маркировки готовой продукции разработчики должного внимания не обратили. Вроде бы не самый важный раздел и на качество продукции не должен ни как влиять, но современные экономические отношения не возможно себе представить без перевозки грузов. Практические любые отношения между предприятиями так или иначе связаны с перемещением каких-либо предметов между пунктом А и пунктом Б. Заинтересованность Грузоотправителя и Грузополучателя в этих отношениях проста – своевременное и сохранное перемещение груза.
Для обеспечения имущественных интересов сторон в этих правоотношениях существует такой вид страхования как страхование грузов. Данное страхование является добровольным видом страхования и осуществляются страховыми организациями на основании утвержденных правил страхования, которые и являются основным регулирующим документов в отношениях между страховщиком и страхователем.
Поскольку ООО «Б» имело спрос на производимое оборудование, а оно в свою очередь относилось к категории дорогостоящего, между ООО «Б» (Страхователь) и ОАО «А» (Страховщик) был заключен договор страхования. Объектом страхования являлся груз принадлежащий Страхователю и подлежащий перевозке. Договор страхования был заключен в соответствии с Правилами добровольного страхования, утвержденными Страховщиком и согласованными Министерством финансов Республики Беларусь.
01.11.2012г. согласно письменной заявке Страхователя груз (цифровая диагностическая станция) в количестве 3 места, 70 кг. Был принят к перевозке по маршруту Минск – Владивосток. Груз был передан авиакомпании РУП ПАК «Белавиа» в национальном аэропорту «Минск» по авианакладной, согласно которой груз подлежал доставке в аэропорт Шереметьево (Москва), далее груз был передан авиакомпании «Аэрофлот» в аэропорту Шереметьево для дальнейшей доставки авиакомпанией в аэропорт Владивосток по авианакладной с последующей передачи филиалу компании ООО «К» (Курьерская служба) для доставки конечному получателю в г. Владивосток. Груз доставлен и передан филиалу компании ООО «К» в аэропорту Владивосток. По сообщению экспедитора груз был доставлен получателю сотрудником компании ООО «К», в свою очередь, передало данную информацию ответственному сотруднику ООО «Б».
Получатель груза в г. Владивосток не заявил о каких-либо повреждениях упаковки, при приемке груза. Согласно-дефектного акта от 27.11.2012 года доставка товара была произведена 16.11.2012. Согласно дефектного акта от 27.11.2012 года при вскрытии грузового места было обнаружено повреждение содержимого. Данных о повреждении упаковки грузового места в акте не указано.
Получателем груза было принято решение о возврате поврежденного груза грузоотправителю (Страхователю). Груз возвращен грузоотправителю. Комиссия в составе представителей поставщика (страхователь) и получателя груза произвела анализ повреждений груза и сделала вывод, что сканер диагностическая станция восстановлению не подлежит.
28.11.2012 Страхователь обратился к Страховщику с заявлением о страховом случае.
Однако ошибочно было бы полагать, что страховщик обязан возместить ущерб от любого повреждения груза. Каждый убыток по своей сути уникален и далеко не всегда попадает по категорию «страховой случай» и соответственно подлежит возмещению.
15.12.2012 по инициативе Страховщика был произведен осмотр независимым сюрвейером. Осмотр производился экспертом ООО «С» (специализированная сюрвейерская организация) в присутствии представителей Страхователя, и грузоперевозчиков.
В результате осмотра сюрвейера было установлено, что причинами механических повреждений груза являются механические воздействия на тару в период транспортирования – удар или сжатие со стороны поврежденной части изделия. Сюрвейер считает, что повреждения груза наступили вследствие недостаточной подготовки груза к транспортированию, а именно – недостаточной упаковки и маркировки в виду того, что упаковка и маркировка груза произведена с нарушениями государственных стандартов ГОСТ                26653-90, ГОСТ 2308-80.
В соответствии со статьей 819 ГК РБ по договору страхования одна сторона (страховщик) обязуется при наступлении предусмотренного законодательством или договором события (страхового случая) возместить другой стороне (страхователю) или третьему лицу (застрахованному лицу, выгодоприобретателю), в пользу которого заключен договор, причиненный вследствие этого события ущерб застрахованным по договору имущественным интересам (произвести страховую выплату в виде страхового возмещения или страхового обеспечения) в пределах определенной договором суммы (страховой суммы, лимита ответственности), а другая сторона (страхователь) обязуется уплатить обусловленную договором сумму (страховой взнос, страховую премию).
В соответствии со статьей 833 ГК РБ, условия, на которых заключается договор добровольного страхования, определяются в правилах соответствующего вида страхования, утвержденных страховщиком либо объединением страховщиков и согласованных с органом, осуществляющим государственный надзор за страховой деятельностью. Условия, содержащиеся в правилах страхования, в том числе не включенные в текст договора страхования или страхового полиса, обязательны для страховщика и страхователя или выгодоприобретателя.
В соответствии с п.2.5. Правил добровольного страхования «Не признаются страховыми случаями и не покрываются настоящим страхованием убытки, происшедшие вследствие упаковки грузов с нарушением государственных или отраслевых стандартов».
Согласно акта осмотра специалиста сюрвейера, для упаковки для дальнейшей транспортировки груза использовалась картонная коробка с габаритными размерами 480 х 380 х 280 мм. В картонную коробку насыпался пенопластовый заполнитель, после чего в коробку укладывалось изделие (груз), обернутое в 5-6 слоев (приблизительно) воздушно-пузырчатой пленки, сверху изделие засыпалось пенопластовым наполнителем до заполнения коробки. После закрытия коробка запечатывалась клейкой лентой типа «скотч» с логотипами производителя.
Недостатки данного вида упаковки: Длина изделия 470 мм совпадает с внутренним размером коробки по длине 470 мм. При обмотке воздушно-пузырчатой пленкой длина изделия становится больше внутреннего размера и изделие распирает коробку. При механическом ударе или нажиме на торец коробки вся сила внешнего воздействия передается на изделие.
В соответствии с требованиями основных положений стандарта ГОСТ 26653-90 «Подготовка генеральных грузов к транспортированию. Общие требования.»:
Груз должен быть подготовлен к транспортированию с учетом требований стандартов на продукцию, Правил перевозок грузов, действующих на соответствующих видах транспорта, и Соглашения о международном железнодорожном грузовом сообщении (СМГС).
Подготовка груза к транспортированию должна обеспечивать:
– сохранность груза на всем протяжении перевозки и безопасность транспортного средства и окружающей среды;
– максимальное использование грузоподъемности и (или) грузовместимости транспортных средств и грузоподъемных механизмов при обязательном обеспечении сохранности груза и безопасности его перевозки;
– необходимую прочность упаковки груза при штабелировании и перегрузочных операциях; удобство проведения грузовых операций, крепления и размещения на транспортных средствах и в складах.
При подготовке груза к транспортированию следует учитывать:
– динамический характер нагрузок, действующих на соответствующем виде транспорта;
– вместимость и размеры грузовых помещений, транспортных средств;
– необходимость крепления груза;
Транспортная тара и упаковка груза, предъявляемого к перевозке, должны соответствовать требованиям нормативно-технической документации, иметь в наличии целые пломбы, замки, контрольные ленты и специальные устройства для крепления на транспортном средстве и быть приспособленными для быстрой, удобной и безопасной строповки груза при перемещении его кранами и погрузчиками.
Согласно основным положениям стандарта ГОСТ 23088-80 «Изделия электронной техники. Требования к упаковке, транспортированию и методы испытания.» следующие:
– упаковка должна обеспечивать защиту изделий от внешних воздействующих факторов (далее - ВВФ) при транспортировании в соответствии с требованиями, указанными, а также при хранении в течение сроков сохраняемости в условиях, установленных в стандартах и (или) технических условиях на изделия конкретных классов (групп), типов (далее - стандарты и ТУ на изделия).
Упаковка должна обеспечивать защиту изделий от зарядов статического электричества. Необходимость применения такой упаковки определяется стандартами и ТУ на изделия.
Согласно акта осмотра независимых сюрвейеров, знаки, указывающие на способ обращения с грузом производителем (страхователь) на коробку нанесены не были. На одном из торцов коробки экспедитором приклеен ярлык со знаком «Хрупкое. Осторожно». Однако, согласно стандарту манипуляционные знаки (предупредительные надписи) наносят на каждое грузовое место в левом верхнем углу на двух соседних стенках тары. Таким образом, по мнению специалиста сюрвейера маркировка груза была недостаточной и не соответствовала требованиям стандартов ГОСТ 24385-80 «Изделия электронной техники. Правила маркировки тары» и ГОСТ 14192-96 «Маркировка грузов». Как следствие, есть основания полагать, что отсутствие знаков «Хрупкое. Осторожно» и «Штабелирование ограничено» могло привести к такому обращению с грузом, следствием которого явились внешние воздействия в виде механических ударов с пиковыми ускорениями, превышающие допустимые стандартом.
Страхователь оспаривая отказ в признании данного случая страховым апеллировал к тому, что груз упаковывался в соответствии с техническими условиями (ТУ), в соответствии с которыми изготовлялся и упаковывался к перевозке груз. Упомянутые Страхователем ТУ каких-либо дополнительных требований к упаковке либо маркировке груза не содержали, следовательно требования правил страхования на основании которых убыток был не признан страховым случаем в отношении Страхователя не действует.
Однако, доводы приводимые страхователем в процессе переписки по данному убытку о соответствии упаковки груза требованиям ТУ входят в противоречие с иерархией технических нормативно-правовых актов. Так в соответствии со ст. 1 Закона РБ от 05.01.2004г. «О техническом нормировании и стандартизации», технические условия (ТУ) – технический нормативный правовой акт, разработанный в процессе стандартизации, утвержденный юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем и содержащий технические требования к конкретным типу, марке, модели, виду реализуемой ими продукции или оказываемой услуге, включая правила приемки и методы контроля. Т.е. как мы упоминали ранее, технические условия являются локальным техническим нормативно-правовым актом принимаем конкретным производителем и регулирующим производство конкретной продукции. В п.2.5. Правил добровольного страхования речь идет о нарушении правил государственных или отраслевых стандартов, а в соответствии со ст.1 вышеупомянутого Закона стандарт – технический нормативный правовой акт, разработанный в процессе стандартизации на основе согласия большинства заинтересованных субъектов технического нормирования и стандартизации и содержащий технические требования к продукции, процессам ее разработки, производства, эксплуатации (использования), хранения, перевозки, реализации и утилизации или оказанию услуг. Т.е. п.2.5. Правил говорит о нормах государственного технического регулирования касающихся широкого круга лиц и имеющих более высокую юридическую силу.
Таким образом, принимая во внимание выводы сюрвейерского заключения, можно говорить о том, что повреждение груза в приведенном выше примере, не является страховым случаем в соответствии с Правил добровольного страхования на основании которых был заключен договор страхования.
Так же хотелось бы добавить, что не уделение должного внимания разделу «Упаковка и маркировка» при разработке технических условий на производимую продукцию и как следствие несоответствие локального технического нормативно-правового акта техническому нормативно-правовому акту имеющему более высокую юридическую силу, не только лишило его страхового возмещения, но и сделало бессмысленным предъявление претензий по повреждению груза к перевозчику и экспедитору и как следствие убыток в размере стоимости поврежденного груза так и остался не возмещенным никем.
Back to Top